Злопамятство

No votes yet.
Please wait...

Злопамятство это гнев слабых. Употребление этого слова в философском контексте связано с Ницше, который называл злопамятство «воображаемой местью», с помощью которой рабы, лишенные возможности действовать, пытаются компенсировать свое реальное унижение, изобретая в рамках морали или религии фантастические кары своим угнетателям — варварам или аристократам, которые их угнетают, — это единственный способ одержать над ними верх. Этим чувством отмечено «восстание рабов в морали» («К генеалогии морали», рассмотрение 1,10), и оно же стало причиной, по которой евреи стали народом, возведшим злопамятство в ранг святыни (там же, 16). Злопамятство приводит к переоценке ценностей (то, что для хозяина, то есть аристократа, — «благо», для раба — «зло»), и Ницше делает попытку совершить еще одну такую переоценку. Парадокс истории, объясняет он, заключается в том, что победили слабые. Их было намного больше, они были гораздо хитрее, терпеливей и осторожней. Время, многочисленность и усталость работали на них.

Противоположностью,  — симметричным понятием злопамятства, является презрение — чувство ничуть не менее отвратительное. Злопамятство есть сила слабых; презрение — слабость сильных. Эти понятия полезны, эти чувства опасны. Противовесом тому и другому служит милосердие.

No votes yet.
Please wait...