Религия

No votes yet.
Please wait...

Религия это совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов. Это и придает религии связность (по одной из возможных гипотез, этимология слова восходит к латинскому глаголу religare, что в переводе означает — связывать; религия, таким образом, связывает верующих между собой и связывает их с Богом) и смысл.

«Верить в Бога, — пишет Витгенштейн, — значит видеть, что жизнь имеет смысл». Тем самым религия противостоит юмору и познанию; ведь религия это словно обретенный (пусть и темный), пожинаемый (вторая гипотеза, столь же возможная и сомнительная, как первая, возводит этимологию слова к глаголу religere — пожинать), вновь и вновь прочитываемый (третья гипотеза: relegere — перечитывать) смысл смыслов, воспринимаемый как абсолютная реальность и в то же время служащий объектом поклонения. Но поскольку смысл этот постоянно отсутствует, религия заменяет его надеждой и верой.

Всякая религия логически подводит к догматической морали или вытекает из нее: добро она возводит в истину, долг в закон, добродетель в повиновение. Боссюэ сумел сформулировать главное в религии в единственной фразе: «Все добро — от Бога, все зло — от нас». Религия есть способ устыдить разум. Меа culpa, теа maxima culpa... (Моя вина, моя большая вина (лат.). — Начальные слова католической покаянной молитвы). Но порой именно это ее и спасает. Лучше стыд, чем бесстыдство (Спиноза. «Этика», часть IV, теорема 58, схолия). Лучше покорная добродетель, чем никакой. Лучше любить Бога, чем не любить ничего или только себя. Эта любовь, как и всякая другая, дарит радость и служит источником радости («Все, что приносит радость, — хорошо»; Спиноза. «Этика», часть IV, Прибавление, 30), а значит, и источником любви. Именно в этом заключается сильная сторона святости и истинная сторона религии.

Религия заслуживает ненависти только в том случае, если ведет к ненависти и насилию. Но тогда она перестает быть религией и превращается в фанатизм.

No votes yet.
Please wait...