Проблема

No votes yet.
Please wait...

Проблема это трудность, требующая решения.

Проблема это вопрос?

Обычно она действительно принимает форму вопроса, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра: «Прежде всего нужно научиться ставить проблемы. Что бы там ни говорили, сами собой проблемы в науке не ставятся. Именно чувство проблемы и служит признаком подлинно научного ума. Для научного ума всякое знание есть ответ на вопрос. Если бы не было вопросов, не было бы и научного знания. Само собой ничего не происходит. Ничто не дано заранее. Все должно быть выстроено» («Формирование научного ума», I). Это справедливо и по отношению к философии, и вообще ко всякой мыслительной деятельности, достойной этого имени.

Далеко не всякий вопрос является проблемой. Если, например, некто спрашивает, который теперь час, — это не проблема, а вопрос. Но если в свою очередь в ответ спросить: «Почему вы хотите знать, который теперь час?», тем самым превращается вопрос в проблему. И собеседник вполне может поинтересоваться: «С какой стати вы раздуваете из моего вопроса проблему?»

В философии все обстоит несколько иначе. Здесь значение имеют только проблемы, но, прежде чем приступать к их решению, их необходимо поставить.

Что это значит — поставить проблему?

Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан не тому или иному индивидууму, но всякому конечному рациональному уму, наделенному культурой хотя бы в минимальной степени. Именно такую цель преследует введение диссертации по философии: от случайности вопроса оно переходит к необходимости проблемы, а затем, по возможности, к разработке проблематики.

No votes yet.
Please wait...