Объективный

No votes yet.
Please wait...

Объективный это все, что больше относится к объекту, чем к субъекту; все, что существует независимо от какого бы то ни было субъекта, либо, при вмешательстве субъекта (например, в повествование или оценку), все, что служит доказательством объективности.

У схоластов и мыслителей XVII века употребление термина «объективный» нередко несет совершенно особенный смысл, что может вызвать у современного человека недоумение. Объективным, на их взгляд, является все то, что служит объектом мысли и разума независимо от того, существует ли во внешней реальности что-либо, соответствующее этому объекту (т.е., в современном понимании, существует оно объективно или нет). Таким образом, объективное бытие идеи противостоит ее формальному бытию. Формальное бытие идеи — ее бытие в себе; объективное бытие — бытие в нас или для нас (в качестве объекта нашей мысли). Декарту, в частности, это позволило заявить, что «идея солнца есть не что иное, как само солнце, существующее в нашем интеллекте, причем не формально, как в небе, но объективно, то есть так, как обычно присутствуют в интеллекте объекты; подобный модус существования значительно менее совершенен, чем тот, в соответствии с которым вещи существуют вне интеллекта, но этот первый модус не есть по этой причине абсолютное ничто» («Ответ автора на первые возражения»). Спиноза утверждает: идея как таковая, «в отношении ее формальной сущности, может быть объектом другой объективной сущности», т.е. идеей идеи («Трактат об усовершенствовании разума...»).

Гегель называет объективным дух, превосходящий индивидуальное сознание и находящий воплощение в юридических, социальных или политических институтах (таких, как право, нравы, государство), внутри которых он становится объектом по отношению к самому себе. Ограниченный территориальными пределами, он, в свою очередь, может быть превзойден абсолютным духом (искусством, религией, философией).

No votes yet.
Please wait...