Дионисийский

Дионисийский это относящийся к Дионису — богу вина и музыки, т.е. богу пьянства.

Ницше превратил Диониса (наравне с Аполлоном) в один из двух полюсов своей эстетики, являющейся и его этикой. Дионисийское искусство — это искусство чрезмерности, экстаза, нестабильности, смеси созидания и разрушения, трагизма и, добавил бы я, всего того, что пока не стало вечностью, — «удовольствие от того, что только должно произойти, от будущего, от того, что торжествует над настоящим, каким бы хорошим оно ни было» («Воля к власти», IV, 563).

Дионис противостоит Аполлону — богу света и красоты, а дионисийское искусство противостоит аполлонийскому, основанному на чувстве меры и гармонии (удовольствии от того, что уже стало вечностью).

Ницше также противопоставляет Диониса Христу («Дионис против Распятого»), как жизнь противостоит морали. Отсюда следует, что Христос и Аполлон находятся на одной стороне баррикады: стороне вечной жизни, вечного здесь и сейчас (жизнь sub specie aetemitatis, т.e. с точки зрения вечности или истины).

Материалы по теме:  Декаданс

Вопреки тому, что утверждает Делез, выбор между Ницше и Спинозой неизбежен, и это выбор между опьянением и мудростью.

Поделиться с друзьями
Кантов В.П.

Постоянный автор научно-популярного журнала: «Философия и жизнь». Большой специалист по философии, культурологии.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Философия и жизнь»
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: