Детерминизм: разновидности

Детерминизм: разновидности Интересно

Детерминизм — это философская точка зрения, согласно которой прошлые события и законы природы фиксируют или устанавливают будущие события. Интерес детерминизма в аналитической философии прежде всего заключается в том, является ли детерминизм точным описанием того, как протекают мировые события. Однако детерминизм также является важной частью метафизических дебатов о существовании свободы воли.

Разновидности детерминизма

Есть две основные разновидности детерминизма. Во-первых, причинный детерминизм, который утверждает, что прошлые события и законы природы однозначно вызывают будущие события. Другими словами, причинный детерминизм постулирует детерминированную причинную связь между прошлыми и будущими событиями. Во-вторых, это коррелятивный детерминизм, который утверждает, что прошлые события и законы природы фиксируют, но не вызывают будущие события. Другими словами, коррелятивный детерминизм постулирует отношение детерминированной корреляции между прошлыми и будущими событиями.

Причинный детерминизм

Обычным примером причинно-детерминированной теории является физика Ньютона. Согласно ньютоновской физике, все события детерминированно вызваны прошлыми событиями и законами природы, где законы природы — это различные законы силы и движения. Например, согласно законам движения и гравитации Ньютона, если массы планеты и ее спутника известны вместе с начальной скоростью спутника, касательной к его орбите, то можно предсказать траекторию спутника вокруг своей орбиты при произвольной будущие времена. Фактически, одним из величайших достижений ньютоновской физики была возможность объяснить периодичность кометы Галлея.

Материалы по теме:  Индетерминизм

Причинный детерминизм обычно предполагает причинность событий, которая представляет собой причинно-следственную связь, которая существует между событиями (например, при ударе бейсбольного мяча об окно окно разбивается). Несмотря на то, что тезис о причинном детерминизме между событиями довольно прост, на его нижнем пределе есть концептуальная проблема. А именно, если все события причинно обусловлены прошлыми событиями, то что определило первое событие?

Вышеупомянутая проблема была известна со времен Аристотеля (384-322 до н. э.). Решение Аристотеля заключалось в том, чтобы постулировать «неподвижный двигатель» (например, Бога). В начале цепочки событий в истории вселенной должен был быть агент, который заставил эту цепочку начаться, неподвижный движитель. Но затем Аристотель обобщает способность высшей неподвижной движущей силы на всех агентов, создавая так называемую причинную связь агентов. Таким образом, в начале цепочки событий должен быть агент, который вызвал возникновение первого события. Знаменитая фраза Аристотеля гласит: «Посох перемещает камень, и его движет рука, которую перемещает человек».

Материалы по теме:  Философские теории

Хотя интересно спорить о том, является ли причинность события или агента подходящей интерпретацией причинности в тезисе о каузальном детерминизме, гораздо более важная дискуссия среди детерминистов состоит в том, следует ли рассматривать детерминизм как причинный в первую очередь.

Корреляционный детерминизм

Философы давно озабочены использованием наименьшего числа предположений для защиты позиции. Питер ван Инваген (1983) — один из таких философов-минималистов, который утверждает, что детерминизм можно защитить, не предполагая причинной связи между прошлыми и будущими событиями. Вместо этого, утверждает ван Инваген, детерминизм можно рассматривать как тезис о предложениях, которые выражают информацию о прошлых и будущих состояниях мира.
Согласно ван Инвагену, детерминизм действует при следующих условиях:

  • На все времена существует утверждение, которое выражает состояние мира в то время
  • Существует набор L, составляющий законы природы, применимые ко всем состояниям мира
  • Если предложение P выражает состояние мира в определенный момент времени, а другое предложение Q выражает состояние мира в последовательный момент времени, то P и L влекут за собой Q

Таким образом, концепция детерминизма ван Инвагена не учитывает термин «причина» и использует понятие уникальности между будущим и прошлым. Тем не менее коррелятивный детерминизм ван Инваген оставляет необъяснимым то, как прошлые события однозначно определяют будущие события. Другими словами, как вообще возникают эти детерминированные корреляции?

Материалы по теме:  Будущее общества потребления

В истории философии есть как минимум два ответа на этот вопрос: окказионализм и предустановленная гармония. Николас Мальбранш (1638-1715) изобрел окказионализм, то есть доктрину, согласно которой только Бог является причиной всех событий. Таким образом, Бог вмешивается, чтобы любое прошлое событие породило любое будущее событие. Таким образом, прошлые и будущие события взаимосвязаны, потому что Бог так видит. Однако окказионализм подвергался критике за его далеко не идеальное представление о Боге и его способностях.

Напротив, Готфрид Лейбниц (1646-17160 изобрел тезис о предустановленной гармонии, чтобы объяснить, как протекают мировые события. И снова Бог является единственной причиной всех событий, но есть только одно вмешательство Бога, которое определяет ход всех будущих событий. Тезис о предустановленной гармонии аналогичен ситуации, когда кто-то расставляет тысячи домино таким образом, что если ударить по одному, то остальные упадут последовательно.

Поделиться с друзьями
Кантов В.П.

Постоянный автор научно-популярного журнала: «Философия и жизнь». Большой специалист по философии, культурологии.

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Научно-популярный журнал: «Философия и жизнь»
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: