Антропоцентризм

No votes yet.
Please wait...
Антропоцентризм
Антропоцентризм

Антропоцентризм это стремление поставить человека в центр, но не ценностей, как это делает гуманизм, а бытия. С точки зрения антропоцентризма Вселенная создана исключительно для нас, а потому все на свете должно вращаться вокруг нас.

Сущность антропоцентризма

Сущность антропоцентризма настолько же легко понять с позиции психологии, насколько трудно принять с позиции рационального мышления. Почему, человечество должно оказаться в таком удивительно привилегированном положении? Ответить на этот вопрос нельзя, не прибегая к помощи религии, которая сама является парадоксальной формой антропоцентризма (ее истинным центром остается Бог), или критицизма, который являет собой гносеологический антропоцентризм. «Коперникианская революция», предложенная Кантом, на деле является контрреволюцией, попыткой вновь поместить человека в центр, откуда его изгнал прогресс науки. И не только в центр познания посредством Трансцендентальное, но и в центр творения (представив его как конечную цель творения) посредством свободы.

Но это все равно что признать идеи Просвещения, не отказываясь при этом от веры. Центральным вопросом философии, утверждает Кант, является вопрос: «Что такое человек», и все остальные вопросы сводятся к нему же. Лично я считаю это проявлением философского антропоцентризма, и это служит одной из причин того, что я не кантианец.

В знаменитом отрывке из «Опытов прикладного психоанализа» Фрейд перечисляет три нарциссические травмы, которые нанес человечеству научный прогресс: коперникианская революция, т. е. подлинная революция, совершенная Коперником, в результате которой человек оказался изгнан из центра Вселенной (космологическое унижение); эволюционизм Дарвина, указавший человеку на его место в животном царстве (биологическое унижение); наконец, сам психоанализ, доказавший, что «мое “я” не является хозяином в собственном доме» (психологическое унижение). Маркс, Дюркгейм и Леви-Строса, показали, что человечество не является хозяином ни самому себе, ни истории.

Разумеется, следует иметь в виду, что античные мыслители, как о том напоминает Реми Браг, отнюдь не рассматривали центральное положение как привилегированное (Плотен приводит в пример человеческое тело, а Макробий — сферу; и в том и в другом случае центр — скорее «низ», чем «верх»), а сама Земля вплоть до Возрождения виделась чем-то вроде подвала Вселенной. Вся совокупность знаний новейшего времени определенно свидетельствует против антропоцентризма, что доказывает правоту Фрейда. Присущий антропоцентризму нарциссизм быстро нашел себе разнообразные утешения: философские (Кант, Гуссерль), научные или псевдонаучные (антропогенный принцип), наконец и главным образом, психоаналитические.

No votes yet.
Please wait...