Поиск:

Желание

Желание это потенциальная способность наслаждаться или действовать. Не следует смешивать желание с нуждой, которая отнюдь не является крахом, пределом или неосуществимостью желания. Желание как таковое не нуждается ни в чем (нужду вызывает не способность, а неспособность к чему-либо). Разве для того, чтобы проголодаться, обязательно испытывать нужду, т.е. невозможность получить пропитание? Это означало бы смешение голода, который представляет собой страдание, и аппетита, который является силой и одновременно удовольствием. Разве для любовного желания обязательно длительное воздержание? Это означало бы смешение фрустрации, т.е. несчастья, и потенции к любви, т.е. счастья и везения. Вопреки утверждению Платона, желание — не ощущение нехватки чего-либо («Пир», 200), но потенция — способность к наслаждению и потенциальное наслаждение. Его актуализацией является удовольствие; его судьбой — смерть. Желание — это живущая в каждом из нас движущая сила; наша способность существовать, как говорит Спиноза, чувствовать и действовать. Принцип удовольствия, если верить Фрейду, вытекает из его определения.

Как пишет Аристотель, к желанию относятся влечение, храбрость и воля. Следует добавить сюда же любовь и надежду. Действительно, как поясняется в трактате «О душе», желание (стремление) представляет собой нашу единую движущую силу: «Ум же, совершенно очевидно, не движет без стремления», тогда как желание «движет иногда вопреки размышлению» («О душе», книга II, глава 3 и книга III, глава 10). Впрочем, разве не очевидно, что нами движут любовь и надежда? Следовательно, движущее едино — это способность стремления как таковая, поскольку мы желаем быть своим «собственным движителем» (там же, книга III, глава 10).

Спиноза, определявший желание как «осознанное влечение» (из чего следует, что бывают и неосознанные влечения), подчеркивал недостаточность этого определения: «Будет ли человек сознавать свое влечение или нет, влечение остается все тем же» («Этика», часть III, теорема 9, схолия и «Определение аффектов», 1, Объяснение). Поэтому подлинное определение, в равной мере относящееся и к желанию, и к влечению, будет звучать следующим образом: «Желание есть самая сущность человека, поскольку она представляется определенной к какому-либо действию каким-либо данным ее состоянием» (там же). Это воплощенная в человеке форма conatus'a (стремления к самосохранению), а тем самым — принцип всяких его усилий, побуждений, влечений и хотений, которые «бывают различны сообразно с различными состояниями человека и нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться» (там же). Спиноза также понимает желание как единственную движущую силу — это та сила, которую мы являем собой или результатом которой являемся, которая пронизывает, составляет и одухотворяет нас. Желание — не акциденция и не одна из наших способностей. Это само наше бытие, рассматриваемое в его «способности к действию», «в силе его существования» (agendi potentia sive existendi vis; часть III, Общее определение аффектов). Что из этого вытекает? Что стремление к уничтожению желания абсурдно или смертоносно. Мы можем лишь трансформировать, направлять, а иногда — сублимировать свое желание, и именно такую цель преследует воспитание. Такова же, в частности, и задача этики. Речь идет о том, чтобы чуть меньше желать того, чего нет, или что от нас не того, зависит, и немного больше — того, что есть, или того, что зависит от нас, иными словами, чуть меньше надеяться и чуть больше любить и действовать. Этот путь ведет к освобождению желания от угрожающего ему небытия и к возможности раскрытия реальной действительности, частью которой оно является.

Похожие слова:

  • МэтрМэтр Мэтр это тот, кто учит, руководит или приказывает. Обязательно ли […]
  • ИскренностьИскренность Искренность это отказ от высказывания лживых слов. Искренность не всегда […]
  • ПостПост Пост это временное ограничение в пище или в удовлетворении других потребностей […]
  • ФактФакт Факт это какое-либо событие, если оно установлено или зафиксировано, чего не […]
  • ДзенДзен Дзен это разновидность буддизма, развившаяся в Японии на основе  китайской […]
  • ТелоТело Тело это небольшое количество организованной материи, в частности  такое, из […]
  • ОдинОдин Один это первый элемент перечисления (ноль, изобретенный гораздо позже, служит […]
  • ПризнакПризнак Признак это знак, основанный на отношении каузальности; доступный к восприятию […]
  • УпоениеУпоение Упоение это чувство более сильное, чем наслаждение или радость, ибо […]
  • ГуманизацияГуманизация Гуманизация это процесс становления людьми. Мы рождаемся мужчинами или […]
  • ВеликодушиеВеликодушие Великодушие это величие души. По словам Аристотеля, способность считать […]