Поиск:

Характер

Первое значение  слова характер это отпечаток (от греческого kharakter— чеканщик монеты), т. е. неотделимый признак, постоянный и отчетливый знак. Соответственно, под характером мы понимаем совокупность постоянных или привычных для того или иного индивидуума черт (его ethos), иначе говоря, его личную манеру чувствовать и воспринимать окружающее, действовать и реагировать, — его манеру быть собой.

Вольтер утверждал, что характер — это то, что «природа впечатала в нас». Темперамент — это то, что заложено в индивидууме природой; характер — это то, во что жизнь превращает его темперамент; личность — это то, во что он сам беспрерывно превращает заложенное в нем природой и историей.

Характер отсылает нас к прошлому, то есть ко всему тому в нас, что больше от нас не зависит. Нам приходится мириться с собственным характером. Именно в этом смысле следует понимать знаменитое высказывание Гераклита: «Характер человека — это его демон», иными словами, его судьба. В характере есть что-то, чего мы не выбираем, но что выбирает за нас. Кант выделяет в каждом человеческом существе его эмпирический и сверхчувственный характер («Критика практического разума», Критическое освещение аналитики чистого практического разума).

Эмпирический характер подчинен временным условиям, то есть цепочкам причинно-следственных связей; он полностью детерминирован (прошлым) и сам является определяющим (для будущего) — настолько, что при достаточном знании характера можно было бы предсказать будущее поведение человека «с такой же точностью, как лунное или солнечное затмение». Напротив, сверхчувственный характер не подвержен временным условиям, а значит, и причинно-следственным цепочкам явлений; это абсолютно свободный выбор себя («...характер, который он, человек, создает себе сам», — пишет Кант). Из этого вытекает, что каждый индивидуум одновременно является полностью детерминированным (как феномен) и полностью свободным (как вещь в себе). Как оба эти характера сочетаются между собой? Это невозможно ни понять, ни объяснить. Но даже если поверить Канту на слово, все равно остается непонятным, каким образом индивидуум может сам себя выбирать, ведь для этого надо допустить, что он уже существует, так сказать, до своего собственного существования. Сверхчувственный характер, даже если рассматривать его как вещь в себе, — это нечто сверхзаумное.

Похожие слова:

  • ПротиворечиеПротиворечие Противоречие это высказывание, содержащее собственное опровержение. […]
  • ПреступностьПреступность Преступность это совокупность преступлений и правонарушений, рассматриваемая с […]
  • ПредсознаниеПредсознание Предсознание это один из трех структурных компонентов пер-вой топики Фрейда. […]
  • СвятостьСвятость Святость это нравственное или религиозное совершенство. В абсолютном выражении […]
  • АргументацияАргументация Аргументация это упорядоченная совокупность аргументов, используемых для […]
  • АдекватностьАдекватность Адекватность это полное или предположительно полное соответствие между […]
  • ПриятныйПриятный Приятный это все, что доставляет нам удовольствие и приносит ощущение […]
  • ИдеологияИдеология Ученики Кондильяка, которых в самом начале XIX века вслед за Дестют де Траси, […]
  • ИскусствоИскусство Искусство это совокупность приемов и произведений, несущих на себе отпечаток […]
  • КаузальностьКаузальность Каузальность это отношение между двумя сущностями или событиями, при котором […]
  • ЗдоровьеЗдоровье «Здоровье это ненадежное состояние, не сулящее ничего хорошего». Если человек […]