Поиск:

Упование

Упование часто служит синонимом слову «надежда». Пытаясь отделить одно от другого, мы почти всегда отдаем предпочтение последнему. Если надежда еще может претендовать на звание добродетели, то упование — не более чем страсть. Особенно ярко это проявляется в христианской теологии, где надежда входит в число трех добродетелей (вера, надежда, любовь.), поскольку ее объектом является сам Бог.Не различал надежду и упование также и Спиноза.

Что такое надежда?

«Непостоянное удовольствие, — говорит он, — возникающее из идеи будущей или прошедшей вещи, в исходе которой мы до некоторой степени сомневаемся». Вот почему, согласно знаменитому определению, данному в «Этике» (часть III, теорема 50, схолия, и определение аффектов 13, объяснение), нет упования без страха и страха без упования.

Сомнение, обязательно присутствующее в том и другом, приводит к тому, что эта пара может существовать только в виде неразрывного единства. Уповать на что-нибудь значит бояться разочарования; бояться значит надеяться, что все обойдется. Безмятежность, исключающая страх, тем самым исключает и всякие упования. Спиноза называл его мудростью или блаженством. Но еще до Спинозы эту тему разрабатывали стоики: «Ты перестанешь бояться, — учил Гекатон, — когда перестанешь надеяться». До стоиков к ней обращались киники: «Лишь тот свободен, — говорит Демонакт, — кто не имеет ни надежды, ни страха».

Мудрец ни на что не надеется — он перестал бояться. И ничего не боится — он перестал надеяться на что бы то ни было. Значит ли это, что он утратил желания? Отнюдь нет. Напротив, он желает, но его желания направлены лишь на то, что имеется (а это уже не надежда, а любовь), или на то, чего он может добиться (и это не надежда, а воля). Мы все и всегда на что-то уповаем, потому что наша слабость никуда не девалась, потому что наше невежество при нас и наши беспокойства не отпускают нас ни на миг. Пока мы живы, нельзя отказываться от надежды, ибо это значило бы превращать мудрость в очередное упование, пустое и тщетное. Гораздо лучше, если мы будем стараться наращивать, насколько это от нас зависит, свою долю силы, свободы и радости, т.е. учиться познанию, деятельному труду и любви. Ведь мудрость это не идеал, а процесс. «Чем более мы будем стремиться жить по руководству разума, — писал Спиноза, — тем более будем стремиться возможно менее зависеть от надежды сделать себя свободными от страха, по мере возможности управлять своей судьбой и направлять наши действия по определенному совету разума»(«Этика», часть IV, теорема 47, схолия).

Похожие слова:

  • АтрибутАтрибут Атрибут это все то, что может быть сказано о субъекте или субстанции, […]
  • ФинализмФинализм Финализм это учение, приписывающее действенную роль конечным причинам. […]
  • ГордыняГордыня Всякая гордыня иллюзорна, поскольку заставляет нас видеть в себе […]
  • СтарениеСтарение Старение это износ живого организма, в ходе которого снижаются его способности […]
  • МышлениеМышление Достаточно широкое, хотя, разумеется, неполное определение мышления дает […]
  • АкосмизмАкосмизм Акосмизм это слово, образованное по той же модели, что и «атеизм», и […]
  • СвятостьСвятость Святость это нравственное или религиозное совершенство. В абсолютном выражении […]
  • ПолезныйПолезный Полезный это служащий для чего-то, что является или считается хорошим. […]
  • ГармонияГармония Гармония это благостное или приятное для восприятия согласие множества […]
  • ИнтуицияИнтуиция Интуиция это в переводе с латыни глагол intueri означает «смотреть» или […]
  • ВойнаВойна Война «Война, — пишет Гоббс, это есть не только сражение или военное […]