Поиск:

Трансцендентальный

Трансцендентальный это отнюдь не синоним трансцендентному. Честь изобретения этого слова принадлежит схоластам, а обозначает оно атрибуты, превосходящие виды бытия или аристотелевы категории, иными словами, все то, что стоит выше их и по этой причине может быть приложимо к той или иной сущности. Так, Единица, Истина, Добро и само Бытие суть трансцендентальные понятия.

В последние два столетия в термин «трансцендентальный» благодаря Канту принято вкладывать несколько иной смысл. Трансцендентальным мы называем все то, что относится к априорным условиям опыта, а также те знания, которые из этого опыта могут вытекать. Это неэмпирическое в эмпирическом. «Я называю трансцендентальным, — пишет Кант, — всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов». Или, как он уточняет во втором издании своего труда: «...поскольку это познание должно быть возможным a priori» («Критика чистого разума», Введение, VII). Как видим, ничего общего с трансцендентным, по отношению к которому трансцендентальное следует скорее рассматривать как противоположность.

Трансцендентно все, что выходит за рамки опыта; трансцендентально все, что входит в опыт и делает его возможным. «Слово трансцендентальный, — подчеркивает Кант, — означает не что-то такое, что стоит выше всякого опыта, но нечто такое, что наверняка предшествует опыту (a priori) и вместе с тем имеет только одно предназначение — сделать возможным эмпирическое познание. Если понятия выходят за рамки опыта, их употребление будет трансцендентным, то есть отличным от имманентного употребления, основанного на опыте» («Пролегомены...», Приложение).

Трансцендентное противостоит имманентному, но противостоит ему извне: то, что трансцендентно, не может быть имманентным; то, что имманентно, не может быть трансцендентным.

Трансцендентальное противостоит эмпирическому, но противостоит ему изнутри. В эмпирическом познании, если оно необходимо и универсально, всегда присутствует трансцендентальное, то есть неэмпирическое начало. «Но хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта» («Критика чистого разума», Введение, I).

В той мере, в какой знания универсальны и необходимы, они не могут целиком проистекать из опыта: у них должен быть некий априорный источник (способность к рассуждению, категории и принципы мышления). То же самое относительно пространства и времени, которые являются априорными формами чувственности и благодаря которым становится возможен опыт, иначе говоря, эти формы не могут быть результатом чувственности. Их трансцендентальная идеальность (тот факт, что они существуют только в качестве субъективных условий чувственной интуиции) является залогом их эмпирической реальности (для всякого объекта возможного опыта), но отнюдь не проистекает из этой реальности: априорные условия опыта по определению не могут быть объектами опыта.

Таким образом, трансцендентальность выступает в виде своего рода парадоксальной трансцендентности, существующей как бы внутри имманентности, что и побуждает некоторых людей строить на этом основании религию человека или религию духа (Люк Ферри, воспользовавшись выражением Гуссерля, назвал это явление «трансцендентностью в имманентности»). Однако Кант так далеко никогда не заходил. Для него подлинный Бог трансцендентен, что, с одной стороны, исключает возможность его познания, а с другой — исключает его трансцендентальность.

Похожие слова:

  • АмбивалентностьАмбивалентность Амбивалентность это сосуществование в одном и том же человеке и в его […]
  • ПротивоположностьПротивоположность Противоположность это нечто взаимоисключающее, обратное. В логике […]
  • ВерностьВерность Верность - не путать с исключительностью. Верность дружбе отнюдь не […]
  • НепосредственностьНепосредственность Непосредственность это происходящее само по себе, а не вызванное […]
  • Трансцендентальная эстетикаТрансцендентальная эстетика Трансцендентальная эстетика это название первой части «Критики чистого разума» […]
  • Коперникианская революцияКоперникианская революция Подобно тому, как Коперник совершил революцию в астрономии, Кант полагал, что […]
  • ИдолопоклонствоИдолопоклонство Идолопоклонство это поклонение идолу, т.е. не столько Богу, сколько образу […]
  • ТелеономияТелеономия Телеономия это целенаправленность без финализма, то есть без конечной […]
  • ИнсистанциализмИнсистанциализм Существовать (экзистировать) означает быть вне — вне себя, вне всего. […]
  • НедостоверностьНедостоверность Недостоверным является все, в чем мы можем и должны сомневаться. Недостоверно […]
  • ОпытОпыт Опыт это способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам […]