Поиск:

Смех

Смех это непроизвольное сокращение лицевых и грудных мышц, возникающее в ответ на что-то комическое или забавное. Смех это разновидность рефлекса, но для возникновения этого рефлекса требуется минимальное участие мышления. Чаще всего мы начинаем смеяться после того, как что-то поймем, хотя иногда — например, в комизме абсурда — понимать совершенно нечего.

Бергсон видел причину смеха в «столкновении механического с живым» и утверждал, что мы смеемся всякий раз, когда живой человек производит на нас впечатление машины или неодушевленного предмета («Смех», I).

Смех можно определить как «столкновение живого с механическим, при котором живое испаряется» («Логика наихудшего», IV, 4). Действительно, в автомате, сконструированном по образу и подобию человека, нет почти ничего смешного, но вот человек, похожий на автомат, почти всегда смешон и комичен, особенно если сам не догадывается об этом сходстве. Бергсон приводит в пример оратора, «чихнувшего в самый разгар своей патетической речи». Тело как будто мстит уму за его кривлянье. Сама реальность как будто мстит человеку за надругательство над смыслом. Разум словно бы отделяется от тела и смотрит на окружающее со стороны. При столкновении смысла с бессмыслицей происходит взрыв. Вот почему, подчеркивает Бергсон, «комическое возможно только в рамках того, что свойственно человеку», то есть того, что наделено разумом.

Комическое невозможно помимо смысла, а смысл — помимо разума. Но смеяться над смыслом разум начинает только тогда, когда перестает в него верить. Мы смеемся, если смысл приходит в столкновение с реальностью и не выдерживает контакта с ним. Смех есть взорванный смысл. Поэтому смеяться можно над чем угодно (всякий смысл хрупок, а все серьезное смешно), что доказывает существование юмора и делает его необходимым.

Эпикур никогда не полагал, что одного смеха достаточно (и тогда, и сейчас нужна еще и философия), как Спиноза не считал, что смех вообще не нужен. Его знаменитое определение из «Политического трактата» осуждает не смех, а насмешку, злобную или презрительную. В своей «Этике» он дает этому разъяснение: в насмешке плох не смех, а ненависть (часть IV, теорема 45, королларий 1). Что касается самого смеха, то это, напротив, «чистая радость», лишаться которой совсем не нужно. Если мы утоляем голод и жажду, то почему не должны бороться против грусти (там же, схолия)? Иногда мы смеемся от счастья, чаще — чтобы преодолеть страх или печаль. И не случайно так велико число юмористов, которые, по их собственному признанию, в частной жизни люди не слишком веселые. Давайте смеяться, не дожидаясь счастья, призывал Лабрюйер, а то так и помрем, не посмеявшись.

Похожие слова:

  • ДушаДуша Душа это то, что оживляет тело и дает ему возможность двигаться, ощущать и […]
  • ПривязанностьПривязанность Привязанность это согласно Спинозе, видоизменение субстанции или тела. В […]
  • БезнадежностьБезнадежность Безнадежность это нулевая степень надежды и противоположность веры. В […]
  • ПоползновениеПоползновение Поползновение это бессильное, непоследовательное, непостоянное проявление […]
  • ЕдиницаЕдиница Единица это факт существования в качестве одного. Не путать с единственностью […]
  • РазочарованиеРазочарование Разочарование это крах надежды при столкновении с реальностью, что почти […]
  • СопротивлениеСопротивление Сопротивление это сила, противостоящая другой силе. Таково обычное состояние […]
  • НеобратимостьНеобратимость Необратимость это неспособность вернуться назад. Так, время,и лишь оно одно, […]
  • НесесситаризмНесесситаризм Несесситаризм это убеждение в необходимости всего существующего. Не путать с […]
  • ЗлопамятностьЗлопамятность Злопамятность это застарелая, прогоркшая от времени мстительность. Мы […]
  • ОдинОдин Один это первый элемент перечисления (ноль, изобретенный гораздо позже, служит […]