Поиск:

Привычка

Привычка это легкость, возникающая в результате повторения. Еще Аристотель заметил, что часто выполняемое действие становится почти инстинктивным («Риторика», I, 11). Поэтому мы и говорим: привычка — вторая натура. Неясно только, как наблюдательно заметил Паскаль, является ли сама эта природа первой привычкой («Мысли», 126—93). Уменьшая трудности, привычка делает не таким необходимым участие в действии сознания. Иногда она способна вовсе обходиться без него, предоставляя тело самому себе. Это «нерассуждающая непосредственность» (Равессон, «О привычке»), позволяющая думать о чем-нибудь другом. Так виртуоз, свободный от необходимости читать ноты, думает только о музыке. Последствия привычки неоднозначны. Они могут как способствовать развитию способности, так и мешать ему. Тренированное ухо слышит то, что недоступно другим; развитое обоняние способно улавливать запахи, не различимые для других. В то же самое время привычный шум или постоянный запах в конце концов перестают нами восприниматься. «Привычка усиливает все активные навыки, — отмечал еще Юм, — но ослабляет пассивные» («Трактат о человеческой природе», книга II, часть 3, глава 5). Именно этим, по мнению Мен де Бирана, объясняется различие между пассивными (чувства: видеть, слышать, обонять, испытывать прикосновение) и активными (ощущения: смотреть, слушать, нюхать, трогать) впечатлениями. Первые привычка ослабляет или делает менее четкими; вторые оживляет и делает более точными. В результате мы хуже слышим (например, тиканье будильника или дорожный шум), но лучше слушаем (например, музыку или подсказку).

Таким образом, привычка может служить «реактивом», способным осуществить внутри «реакцию диссоциации», т.е. разложения на пассивное (то, что Мен де Биран связывает с телом) и активное (то, что связано с нашим Я или волей) («О влиянии привычки», гл. I и II). В этом пункте тема привычки, первоначально трактуемая Кондильяком и Юмом в духе эмпиризма, переходит в плоскость спиритуализма. Эта тенденция продолжается вплоть до Равессона, который указывает: «Человеческая восприимчивость снижается, непосредственность восприятия увеличивается — таков общий закон привычки» (Равессон, указ, соч., II).

Похожие слова:

  • ИпостасьИпостась Ипостась это то, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно […]
  • СолидностьСолидность Солидность это склонность воспринимать себя всерьез и воз-водить в абсолют […]
  • МягкостьМягкость Мягкость это отказ причинять другим людям страдание или стремление свести это […]
  • Механизм (механицизм)Механизм (механицизм) Механизм (механицизм) это слово может обозначать как объект, так и доктрину. […]
  • Примат и первенствоПримат и первенство Примат или первенство - оба эти слова часто употребляются как синонимы, […]
  • ОщущениеОщущение Ощущение это элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. […]
  • СпасениеСпасение Спасение это факт сохранения жизни: «Он спасся бегством». Однако в философском […]
  • СогласиеСогласие Согласиться означает сделать своим, принять, признать, сказать «да» тому, что […]
  • ОбсуждениеОбсуждение Обсуждение это изучение какого-либо предмета, предшествующее принятию решения […]
  • КачествоКачество Качество это то, что отвечает на вопрос «какой?». Например: «он большой и […]
  • ПолезныйПолезный Полезный это служащий для чего-то, что является или считается хорошим. […]