Знать значит осмысливать то, что есть, таким, какое оно есть.
Познание — это адекватное отношение между субъектом и объектом, между духом и миром или, между veritas intellectus (истиной рассудка) и veritas rei (истиной вещей). Отличительной чертой познания, противопоставляющей его заблуждению или невежеству, является наличие двух истин. Однако именно наличие двух истин противопоставляет познание истине как таковой.
Познание — это отношение внешнего порядка (адекватность себя и чего-то другого), тогда как истина — отношение внутреннего порядка (адекватность себя себе). Таким образом, истинным является абсолютно все, даже ошибка (ведь она действительно есть то, что она есть, т.е. истинная ошибка). Но далеко не все познано и даже не все познаваемо. Поскольку познание является отношением, то всякое знание всегда относительно.
Оно предполагает определенную точку зрения, определенный инструментарий (органы чувств, приборы, концепты и т.д.), определенную ограниченность (ограниченность познающего субъекта). Например, познать себя отнюдь не равнозначно тому, чтобы быть собой; никто не знает себя целиком и полностью и никто не существует частично.
Абсолютное знание перестало бы быть знанием и превратилось бы в саму истину, в тождество бытия и мышления.