Постулаты практического разума это по Канту, теоретические положения, истинность которых подтверждена требованиями нравственности, но подтверждена, исходя исключительно из практической и субъективной необходимости, не способной служить доказательством. Таких постулатов три: свобода воли, бессмертие души, существование Бога («Критика практического разума», книга II; «Диалектика чистого практического разума», глава 2, IV—VI). По мнению Канта, в них необходимо верить, иначе всякий нравственный опыт теряет смысл. Это не доказывает, что Бог существует, мы свободны, а душа бессмертна (ибо нельзя доказать, что нравственность имеет смысл), и не влечет за собой необходимости считать такую веру долгом (ибо «признание существования какой-либо вещи не может быть долгом»), но с точки зрения нравственности признание этих трех постулатов необходимо, иначе мы неизбежно впадаем в абсурд и отчаяние.
Постулаты практического разума отвечают не на вопрос: «Что я должен делать?», а на вопрос: «На что мне позволено надеяться?» Они открывают нравственности новое измерение — надежду, и посредством ее подводят нас к религии.