Пантеизм это вера в такого Бога, который является всем сущим, или в сущее, которое является Богом. Таким образом, Бог предстает миром (стоики) или природой (Спиноза: «Deus sive Natига»), и другого Бога нет и быть не может.
Отсюда понятно, почему пантеистов столь часто обвиняли в атеизме, хотя с тем же успехом пантеизм может быть и религией имманентности. Иногда в истории философии различают пантеизм, утверждающий, что все сущее есть Бог, и панэнтеизм, согласно которому все сущее — в Боге.
Именно последнее убеждение, по мнению Геру, разделял Спиноза. Подобный подход позволяет провести дистанцию между Богом, или субстанцией, с одной стороны, и его модусами, с другой — между природой порождающей, как иногда говорят, и природой порожденной.
С точки зрения экономичности системы это выглядит разумным — Спиноза никогда не верил, что птицы или цветы суть Бог. «Чем больше познаем мы единичные вещи, — пишет Спиноза, — тем больше мы познаем Бога» («Этика», часть V, теорема 24).
Подобный взгляд не отменяет предположения, что Бог и Природа суть одно: не только все сущее есть в Боге, но и Бог присутствует во всем сущем (потому что ничего иного нет).