Поиск:

Модальность

Модальность это видоизменение суждения, его статуса. «Модальность суждений, — подчеркивает Кант, — есть совершенно особая функция их; отличительное свойство ее состоит в том, что она ничего не прибавляет к содержанию суждения [...], а касается только значения связки по отношению к мышлению вообще. Проблематическими называются сужения, в которых утверждение или отрицание принимается только как возможное (по усмотрению). Ассерторическими называются суждения, в которых утверждение или отрицание рассматривается как действительное (истинное), а аподиктическими — те, в которых оно рассматривается как необходимое» («Критика чистого разума», Аналитика понятий, глава I). Из сказанного Кант выводит наличие трех категорий, трех пар категорий модальности: возможность и невозможность; существование и несуществование; необходимость и случайность. Без них предположительно можно обойтись. Они касаются не объекта (как категории количества или качества) и не отношений между объектами (как категории отношения), а всего лишь отношения к этим объектам нашего рассудка. Если попытаться по возможности осмыслить сам мир, то создается впечатление, что его реальность есть все; что существование, как говорил Кант, есть его единственно допустимая модальность. Но тогда надо признать, что реально все, что является возможным, что реальное необходимо, а невозможное и случайное суть ничто (что они могут существовать лишь в воображении). Именно таков, в общих чертах, мир Спинозы. Примерно таков же мир стоиков. Он, ставит их на свое место: одни относит к бытию или Богу (реальность, возможность, необходимость; возможно только реальное, и оно всегда необходимо, в результате чего три указанные категории в конечном счете сливаются в одну); другие к разумным или воображаемым существам (невозможность, несуществование, случайность; все это суть способы осмысления того, чего нет). Это и позволяет такому миру оставаться когерентным — не потому, что он не может существовать без этих категорий, а потому, что без них мы не могли бы его осмыслить. Таким образом, всякое последовательное представление о мире должно включать категории модальности (ведь наше мышление является частью мира), что отнюдь не подразумевает необходимости превращать их в формы бытия. Человек не могу осмысливать мир,  не делая различия между возможностью реального и его невозможностью, но это не значит, что сам мир в свою очередь проводит такое различие. Мысль человека является частью мира, но мир отнюдь не является частью мышления человека.

Похожие слова:

  • МимикрияМимикрия Мимикрия это способность становиться другим, т.е. похожим на то, чем не […]
  • ИерархияИерархия Иерархия это нормативная классификация, устанавливающая связи господства, […]
  • СущностьСущность Сущность это слово, представляющееся загадочным, имеет, тем не менее, […]
  • ИдиосинкразияИдиосинкразия Идиосинкразия это смешение (sunkrasis) свойств (idios), характерное для […]
  • НесесситаризмНесесситаризм Несесситаризм это убеждение в необходимости всего существующего. Не путать с […]
  • ПривязанностьПривязанность Привязанность это согласно Спинозе, видоизменение субстанции или тела. В […]
  • НеобратимостьНеобратимость Необратимость это неспособность вернуться назад. Так, время,и лишь оно одно, […]
  • ЗлопамятностьЗлопамятность Злопамятность это застарелая, прогоркшая от времени мстительность. Мы […]
  • АвтаркияАвтаркия Автаркия это греческое название независимости или самодостаточности […]
  • КонцептуализмКонцептуализм Концептуализм это один из трех традиционных способов решения проблемы […]
  • ЛегкомыслиеЛегкомыслие Легкомыслие это качество, обратное серьезности. Не путать с непостоянством. […]