Этимология слова отсылает нас к мистериям. Однако мистики, какую бы религию они ни исповедовали, утверждают, что им открыто нечто вполне очевидное. Мистик это тот, кто видит истину лицом к лицу. Его ничто не отделяет от реальности — ни дискурс, ни отсутствие , ни время, ни, наконец, он сам. Он сумел преодолеть даже нехватку Бога. Он опытным путем постигает абсолют, и делает это здесь и сейчас.
По-прежнему ли абсолют является Богом?
Многие мистики, особенно на Востоке, отвечают на этот вопрос отрицательно. Отсюда — «чистый мистицизм», который, по выражению о. Анри де Любака, есть «наиболее глубокая форма атеизма» (А. Равье, «Мистика и мистики», Предисловие). Такие мистики уже ни во что не верят: им хватает опыта. Подобный мистицизм, достигающий максимума очевидного, становится противоположностью религии, которая являет максимум тайного.