Милосердие это бескорыстная любовь к ближнему.
Далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес. Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без исключения, милосердие в принципе универсально.
Этим оно отличается от дружбы, подразумевающей выбор или предпочтение (Аристотель: «Плох тот друг, который дружен со всеми»). Друзей мы выбираем себе сами; ближнего не выбирают. Человек, который любит своих друзей, любит отнюдь не кого попало и не как попало: он отдает им предпочтение перед всеми остальными. Милосердие — это любовь без предпочтений. Не следует смешивать милосердие с филантропией — любви к человечеству, т.е. к абстракции.
Милосердие всегда касается конкретных людей, со всеми их особенностями и свойственными им недостатками. Быть милосердным значит любить первого встречного, но любить его потому, что он — живой человек; значит радоваться тому, что этот другой человек существует, каким бы он ни был.
Преградой между нами и милосердием является наше «Я», умеющее любить лишь себя (эгоизм) или ради себя (вожделение). Вывод: «Любить чужака как себя, — пишет Симона Вейль, — подразумевает и оборотную сторону: любить себя как чужака». Следовательно, правы те, кто утверждает: милосердие должно начинаться с себя.
Чаще всего эта идея толкуется превратно, что полностью изменяет ее смысл. Можно сказать, что милосердие начинается тогда, когда мы перестаем отдавать предпочтение себе.