Поиск:

Манихейство

Первоначально словом манихейство называли религию, зародившуюся в III в. н.э. на территории между Месопотамией и Персией, в правление династии Сасанидов. Ее основатель Мани полагал себя создателем (или вестником) универсальной религии. Вдохновляясь собственными видениями или откровениями, он попытался осуществить нечто вроде синтеза трех существовавших тогда религий, которые казались ему более или менее сходными, — древней персидской религии зороастризма, христианства (Мани утверждал, что он — объявленный Иисусом Дух Святой) и буддизма. Учение Мани в том виде, в каком мы его сегодня примерно реконструируем, являет собой гностический и сотериологический дуализм. В манихействе противостоят два вечных принципа — Свет и Тьма, Добро и Зло, Дух и Материя, которые в этом мире постоянно смешиваются и борются друг с другом. Местом их схватки служит душа человека. Эта новая религия, имевшая свое Писание, свою литургию и свою Церковь, вскоре была сокрушена силой (Мани, которому первоначально оказывал покровительство Хапур I, при Бахраме I, стремившемся в качестве государственной религии возродить маздакизм, был заключен в тюрьму, где и умер). Тем не менее ее распространение шло еще несколько веков как в Африке и Европе, так и в Китае и Индии, после чего манихейство исчезло по неизвестным нам причинам, неясным способом растворясь в других религиях, более древних, служивших ему источником вдохновения, или более молодых (в частности, в исламе), в конце концов полностью его поглотивших. От манихейства осталось нечто вроде гностического или дуалистического соблазна, отмечаемого в большинстве крупных религий, как только они пытаются демонизировать (иногда официально, но чаще — под видом ересей) мир и человеческое тело. Даже бл. Августин, доблестно боровшийся с современными ему манихеями, сам не был полностью свободен от манихейства. Янсенизм, провозглашенный епископом Гиппонским частью своей непримиримости обязан тому, что нам позволительно хотя бы в некотором отношении трактовать как возврат к отвергнутому манихейству. Однако выше всего факел дуализма и гностицизма подняли катары в Западной Европе. Из истории известно, с какой дикой жестокостью они были уничтожены. Не исключено, что, стоя на костре, они лишь больше убеждались, что самое их поражение свидетельствует об их правоте.

Во втором значении термин «манихейство» употребляется для обозначения философских течений, абсолютизирующих противопоставление Добра и Зла, как если бы все добро находилось на одной стороне (скажем, политического лагеря), а все зло — на другой (вражеского лагеря). Это второе употребление всегда имеет уничижительный смысл. Какой-то лагерь может являть собой абсолютное зло (удобным примером служит нацизм), однако из этого никак не следует, что второй лагерь способен представлять абсолютное добро.

Похожие слова:

  • УпоениеУпоение Упоение это чувство более сильное, чем наслаждение или радость, ибо […]
  • ЛюбовьЛюбовь «Любить значит радоваться», — утверждает Аристотель («Евдемова этика», VII, […]
  • БезусловноеБезусловное Безусловное это то, что не зависит ни от каких условий, но не в […]
  • ПереносПеренос Перенос это перемещение, изменение места или объекта. Термин употребляется в […]
  • ВероятностьВероятность Вероятность это степень возможности, способная служить объектом расчета […]
  • НесказанноеНесказанное Несказанное (INEFFABLE) это более или менее близкий синоним невыразимого, […]
  • НизкоеНизкое Низкое это в самом широком смысле - противоположность возвышенному. Низко все […]
  • ГордыняГордыня Всякая гордыня иллюзорна, поскольку заставляет нас видеть в себе […]
  • РефлексРефлекс Рефлекс это неосознанное движение, возникающее в ответ на внешнее раздражение. […]
  • ЖалостьЖалость Жалость это форма сострадания, но не столько добродетель, сколько чувство […]
  • ПредвидениеПредвидение Предвидеть значит видеть что-то заранее. Но будущее увидеть нельзя (нельзя […]