Лицемерие это желание выдать себя за то, чем ты не являешься, и извлечь из этого выгоду — но не из тщеславия, что было бы снобизмом, а из расчета и корыстного интереса.
Лицемерят не перед теми, кем восхищаются и кому завидуют, а перед теми, кого или хотят использовать. Сноб — презирают искренний притворщик, обманывающий самого себя; лицемер — притворщик, сознательно лгущий другим.
Именно таков Тартюф — если бы он на самом деле восхищался благочестивыми людьми, он был бы не лицемером, а снобом. Но никакого восхищения он не испытывает, а лишь прикидывается восхищенным, чтобы ввести других в заблуждение и использовать их в собственных целях.
Лицемерие есть трезвая и своекорыстная злонамеренность. Вот почему оно встречается нечасто (трезвость взглядов — одно из редчайших качеств) и вот почему обычно оно приносит свои плоды (лицемерие строит расчет на снобизме других людей: если бы Оргон не проявлял такого стремления выглядеть набожным, как в глазах окружающих, так и в своих собственных, он бы не попал в такую зависимость от Тартюфа).
Лучшим средством против лицемерия служат все те же трезвость ума и юмор, помогающий с недоверием относиться как к другим, так и к себе.