Поиск:

Интерес

Интерес это форма желания или любопытства, зачастую — сочетание того и другого. В то же самое время можно иметь объективный интерес к тому, что не пробуждает ни желания, ни любопытства. Таков, например, интерес ребенка к выполнению домашнего задания; таков, по мнению Маркса, интерес трудящихся к революции. Из этого, конечно, не следует, что все трудящиеся суть революционеры, а все дети — прилежные ученики. Что же это такое — якобы объективный интерес? Это не то, чего мы желаем, а то, чего мы должны желать, если точно знаем, что для нас благо и как его добиться. Если это желание, то разумное и основанное на размышлении; желание, которое мы на самом деле испытываем или должны, по мнению других, испытывать. Но является ли подобный интерес объективным? Да, но только в глазах того, кто полагает его таковым. Следовательно, интерес все-таки субъективен, или проективен. Никто из нас не обязан быть марксистом или прилежным учеником. Большинство материалистов учат, что людьми движет интерес. Это и Эпикур, и Гоббс, и Гельвеций («человек всегда повинуется своему интересу»; «Об уме», рассуждение I, глава 4 и рассуждение II, глава 3), и Гольбах («интерес — есть единственный мотив человеческих действий»; «Система природы», часть I, глава 15), и, наконец, Фрейд (принципы удовольствия и реальности) и Маркс («Индивиды преследуют только свой особый интерес», «Немецкая идеология», I). Но то же самое справедливо и для Спинозы (под именем «собственной пользы»; см, «Этика», часть IV, теоремы 19—25), который не является материалистом, и для Гегеля, к которому это определение приложимо в еще меньшей мере: «Народы и отдельные индивидуумы тратят свою жизненную силу на поиск и достижение собственного блага», а вся «хитрость разума» состоит в том, чтобы поставить эти частные интересы на службу общей цели («Философия истории», Введение, II). Очевидно, мы ошибемся, если не увидим во всем этом ничего, кроме апологии эгоизма. На самом деле речь идет о прямо противоположном — попытке преодоления и вытеснения эгоизма. Интерес каждого из упомянутых авторов как раз и заключается в том, чтобы обосновать достижение всеобщего интереса. Разве может человек быть счастлив в одиночестве? Разве он может любить себя, не уважая других? Здесь любовь к себе ведет к любви к справедливости и ближнему. «Будьте эгоистами! — сказал как-то далай-лама. — Любите друг друга!»

Похожие слова:

  • БесконечноеБесконечное Бесконечное это то, что не имеет конца, предела (finis), границы. Не […]
  • РазмышлениеРазмышление Размышление это рефлексия; в широком смысле — особое усилие мысли. В узком — […]
  • ДилеммаДилемма Дилемма это в широко распространенном смысле слова — трудный выбор из двух в […]
  • ВоскресениеВоскресение Воскресение это возрождение из мертвых, возвращение к жизни после смерти […]
  • ВоображениеВоображение Воображение это способность воображать, т.е. представлять  себе мысленным […]
  • ПровинностьПровинность Провинность это практическое заблуждение, являющееся отходом не столько от […]
  • УпоениеУпоение Упоение это чувство более сильное, чем наслаждение или радость, ибо […]
  • ПолемологияПолемология Полемология это наука о войне (от греческого polemos). Еще никогда и никому […]
  • ЖеланиеЖелание Желание это потенциальная способность наслаждаться или действовать. Не следует […]
  • ГордыняГордыня Всякая гордыня иллюзорна, поскольку заставляет нас видеть в себе […]
  • СостраданиеСострадание Сострадание это добродетель прощения. Сострадательный человек не закрывает […]