Императив это приказ, но обращенный к себе самому; не противоположность свободе, а необходимость, накладываемая свободой. Повиноваться суверену или Богу — это одно (приказ); повиноваться только себе — совсем другое (императив). Повиновение приказу означает подчинение, и, нет сомнений, оно часто необходимо. Повиноваться императиву означает управлять собой, и это необходимо всегда. Начиная с Канта различают два типа императива: гипотетический и категорический.
Гипотетический императив
Гипотетический императив подчиняется какому-либо условию, которое обычно определяется преследуемой целью.
Примеры гипотетического императива
«Если ты хочешь, чтобы твои друзья были с тобой честны, будь честен с ними», «Если не хочешь попасть в тюрьму, не совершай бесчестных поступков».
Подобные сентенции суть правила благоразумия и искусного поведения, не более того. Речь идет всего лишь о выборе средств, годных для осуществления поставленной перед собой цели; они приобретают какое-то значение только в том случае, если поставленная цель действительно достигается.
Категорический императив
Категорический императив свободен от каких-либо условий. Он не ставит перед собой никакой цели.
Пример категорического императива
«Будь честен с друзьями». Или: «Не лги». Таковы нравственные императивы, носящие абсолютный характер: они не имеют ничего общего с успехом или результатом, осторожностью или ловкостью; их диктует долг. Например, поясняет Кант, человек должен свидетельствовать перед судом. Если он хотя бы задается вопросом, для чего ему говорить правду, он уже — ничтожество. Гипотетический императив носит частный характер. Он имеет смысл только для того, кто способен проверить его условия, иначе говоря, для того, кто действует исходя из какой-то цели (честность друзей, доверие, успех и т.д.). Категорический императив, являясь безоговорочным и не имеющим перед собой цели, носит универсальный характер; он имеет значение для всякого конечного мыслящего существа, включая тех, как подчеркивает Кант, кто этого императива не соблюдает. Он есть сама универсальность, в силу того, что его формулирует и предписывает себе сам разум — и не только в мысленной (теоретический разум), но и в деятельной (практический разум) сфере. Все это и определило широко известную формулировку Канта, предъявляющую к человеку весьма высокие требования: «Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом» («Основы метафизики нравственности», раздел II).