Длительность

Длиться значит продолжать быть. Такое определение дает Спиноза. «Длительность есть неопределенная непрерывность существования,— пишет он» («Этика», часть II, определение 5). С ним согласен Бергсон, заявляющий, что «вселенная длится», иначе не было бы времени. «Длительность, имманентно присущая всему сущему во вселенной», должна предсуществовать, равно как и мы в ней, благодаря чему мы получаем возможность, расчленяя ее методом абстракции, говорить о времени («Творческая эволюция», глава I). Нетрудно заметить, что всякая действительная длительность существует в настоящем времени (поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет), следовательно, она неделима (разве можно расчленить настоящее?). Тем самым длительность отличается от:

  • абстрактного времени, которое могло бы быть бесконечно делимой суммой прошлого и будущего;
  • пережитого времени или временности, подразумевающего память и предвосхищение;
  • мгновения, которое следовало бы представить себе как прерывистое и не имеющее длительности настоящее.
Материалы по теме:  Время

Длительность — это и есть само настоящее, пока оно продолжается. Длительность — это вечное предъявление природы. Следовательно, это и есть реальное время как время бытия, время быть в бытии или, как я это называю, время-бытие.

Поделиться с друзьями
Кантов В.П.

Постоянный автор научно-популярного журнала: «Философия и жизнь». Большой специалист по философии, культурологии.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Научно-популярный журнал: «Философия и жизнь»
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: