Длиться значит продолжать быть. Такое определение дает Спиноза. «Длительность есть неопределенная непрерывность существования,— пишет он» («Этика», часть II, определение 5). С ним согласен Бергсон, заявляющий, что «вселенная длится», иначе не было бы времени. «Длительность, имманентно присущая всему сущему во вселенной», должна предсуществовать, равно как и мы в ней, благодаря чему мы получаем возможность, расчленяя ее методом абстракции, говорить о времени («Творческая эволюция», глава I). Нетрудно заметить, что всякая действительная длительность существует в настоящем времени (поскольку прошлого уже нет, а будущего еще нет), следовательно, она неделима (разве можно расчленить настоящее?). Тем самым длительность отличается от:
- абстрактного времени, которое могло бы быть бесконечно делимой суммой прошлого и будущего;
- пережитого времени или временности, подразумевающего память и предвосхищение;
- мгновения, которое следовало бы представить себе как прерывистое и не имеющее длительности настоящее.
Длительность — это и есть само настоящее, пока оно продолжается. Длительность — это вечное предъявление природы. Следовательно, это и есть реальное время как время бытия, время быть в бытии или, как я это называю, время-бытие.